Сборка двигателя

Сборку двигателя производите следующим образом.

Установите на стенд чистый блок и заверните в него отсутствующие шпильки.

Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливайте новые сальники коленчатого вала.

Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности. В остальные гнезда блока цилиндров уложите вкладыши с канавкой, а в соответствующие крышки – вкладыши без канавки.

Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца (рис. 2-16).

Рис. 2-16. Установка упорных полуколец на задней опоре
Рис. 2-16. Установка упорных полуколец на задней опоре

Предупреждение! Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой).

С передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (рис. 2-17). Затяните болты крепления крышек.

Рис. 2-17. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней
Рис. 2-17. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя)

Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рис. 2-18. Перемещая вал отвертками замерьте индикатором осевой свободный ход вала. Он должен быть в пределах 0,06–0,26 мм. Если свободный ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины.

Рис. 2-18. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала
Рис. 2-18. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала

Рис. 2-19. Держатель заднего сальника коленчатого вала.
Рис. 2-19. Держатель заднего сальника коленчатого вала.

коленчатого вала.

Стрелками показаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала.

Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя (рис. 2-19) вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011, и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров.

Установите по двум центрирующим втулкам (рис. 2-20) переднюю крышку 6 (см. рис. 2-9) картера сцепления. Прикрепите крышку гайками к держателю заднего сальника.

Рис. 2-20. Установочные штифты сцепления (черные стрелки) и центрирующие втулки
Рис. 2-20. Установочные штифты сцепления (черные стрелки) и центрирующие втулки картера сцепления (белые стрелки)

Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

С помощью втулки 67.8125.9502 для обжима поршневых колец вставьте в цилиндры поршни с шатунами (рис. 2-21).

Рис. 2-21. Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи втулки для обжима колец
Рис. 2-21. Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи втулки для обжима колец и центрирующие втулки головки цилиндров (показаны стрелками)

Предупреждение! Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Установите шатуны и крышки на шейки коленчатого вала и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.

Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки (см. рис. 2-21) и установите по ним прокладку головки цилиндров.

Предупреждение! При сборке двигателя необходимо всегда устанавливать новую прокладку под головку цилиндров. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается.

Перед установкой прокладки необходимо удалить все масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. При попадании масла – обезжирить прокладку.

Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.

Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров в сборе с клапанами, выпускным коллектором, впускной трубой и экраном.

Затяните болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (рис. 2-22).

Рис. 2-22. Порядок затягивания болтов головки цилиндров
Рис. 2-22. Порядок затягивания болтов головки цилиндров

Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема:

1-й прием – затяните болты 1–10 моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й прием – затяните болты 1–10 моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м), а болт 11 – моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м);
3-й прием – доверните болты 1–10 на 90°;
4-й прием – снова доверните болты 1–10 на 90°;
Предупреждение! Болты крепления головки цилиндров допускается повторно применять только в том случае, если стержень болта вытянулся не более, чем до 117 мм. Если длина болта больше, то замените его новым.

Перед сборкой двигателя заблаговременно смажьте резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло. Затем дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин.

Удалите масло из отверстий под болты в блоке цилиндров.

Поверните маховик в такое положение, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 2-23).

Рис. 2-23. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала
Рис. 2-23. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров

Проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала (рис. 2-24).

Рис. 2-24. Установочные втулки для корпуса подшипников распределительного вала
Рис. 2-24. Установочные втулки для корпуса подшипников распределительного вала

Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников (рис. 2-25).

Рис. 2-25. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного
Рис. 2-25. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников:

1 – метка на звездочке;
2 – метка на корпусе подшипников

Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров так, чтобы установочные втулки вошли в гнезда корпуса подшипников. Закрепите корпус подшипников, затягивая гайки в последовательности, указанной на рис. 2-26.

Рис. 2-26. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала
Рис. 2-26. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала

Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

Установите цепь привода распределительного вала:

• наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. 2-25). Болт звездочки не затягивайте до упора;
• установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
• установите башмак натяжителя цепи и гидронатяжитель;
• проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников (см. рис. 2-23 и 2-25);
• если метки совпадают, то заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. 2-9), окончательно затяните болты звездочек, отогните стопорные шайбы болтов звездочек;
если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

Установите крышку привода распределительного вала (рис. 2-27) с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.

Рис. 2-27. Крышка привода распределительного вала.
Рис. 2-27. Крышка привода распределительного вала.

Стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала

Установите демпфер коленчатого вала и закрепите его гайкой.

Установите кронштейн насоса гидроусилителя с насосом в сборе.

Установите масляный фильтр с прокладкой, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

Установите масляный насос 1 (рис. 2-28) и масляный картер с прокладкой.

Рис. 2-28. Установка масляного насоса:
Рис. 2-28. Установка масляного насоса:

1 – масляный насос;
2 – фиксатор сливной трубки;
3 – сливная трубка маслоотделителя

Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.

Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок охлаждающей рубашки.

Установите датчики контрольных приборов.

Установите шестерню привода масляного насоса и фиксатор шестерни. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

Установите крышку головки цилиндров с прокладкой, кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора.

Установите модуль зажигания и датчик детонации.

Прикрутите двумя болтами 3 (см. рис. 2-7) к впускной трубе рампу 4 форсунок с регулятором 5 давления. Подсоедините к форсункам жгут проводов. Перед установкой топливной рампы смажьте моторным маслом уплотнительные кольца форсунок.

Установите на впускную трубу 1 прокладку 7, ресивер 8, кронштейн экрана двигателя и закрутите пять гаек.

Подсоедините вакуумный шланг 6 к штуцерам на ресивере и регуляторе давления.

Подсоедините трубки подвода и слива топлива к рампе и регулятору давления.

Присоедините к ресиверу дроссельный патрубок с прокладкой.

Подсоедините к дроссельному патрубку шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, шланг вентиляции картера.

Залейте моторное масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

    Смотрите также:

    Замена рабочего цилиндра тормозного механизма заднего колеса
    Если в процессе эксплуатации появились потеки тормозной жидкости на тормозном барабане и внутренней стороне колеса или заклинило поршни в цилиндре, замените рабочий цилиндр. Вам потребуются: ключ ...

    Пульт дистанционного управления
    Используется для управления: • Центральный замок • Противоугонная сигнализация • Багажное отделение Радиус работы радиобрелока составляет примерно 25 метров. В зависимости от окружающих у ...

    Стояночный тормоз
    Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на достаточно крутом склоне. ПРОВЕРКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА Перемещение рычага стояночного тормоза должно составлять: 9~11 пазов, с силой пр ...